Image Image Image Image Image Image Image Image Image Image
Scroll to top

Вверх

Нет комментариев

Вовлечение студентов в технологическое предпринимательство – практика ВУЗов

Вовлечение студентов в технологическое предпринимательство – практика ВУЗов
Артем Александров

 Автор статьи: Анна Моисеева

Технологическое предпринимательство невероятно перспективная сфера, и ВУЗы нуждаются в талантливых студентах, интересующихся технологическим предпринимательством. И здесь появляется две трудности: во-первых, как найти студентов, интересующихся предпринимательством, во-вторых, как направить их именно в технологическое предпринимательство. Если говорить о технологических ВУЗах, то там, кажется, подобной проблемы нет, ведь большинство студентов обучаются на технологических специальностях, поэтому остается их вовлечь в предпринимательство. Не технологическим ВУЗам может быть сложнее, ведь студенты, обучающиеся на таких факультетах, как менеджмент, социология, психология, бизнес-информатика, могут быть заинтересованы в технологическом предпринимательстве, но их нужно найти.

Итак, мы можем выделить первый этап деятельности – это выявление и привлечение активных студентов, которым интересно предпринимательство.  На данном этапе эффективно организовать серию мероприятий: мастер-классов, лекций и курсов на общие предпринимательские темы, например, «Как создать собственный бизнес с нуля», «Как собрать команду для бизнеса», «Базовые принципы бизнес-моделирования» и т.д. Посещать данные мероприятия могут студенты, без какого-либо представления о бизнесе. Серия подобных мероприятий поможет выявить студентов, которым, так или иначе, интересно предпринимательство. Однако многие могут прийти на событие, ведомые любопытством и любознательностью, и, узнав, что нужно для создания бизнеса они отправятся на лекцию по культурологии, финансам или социологическим исследованиям, так как они много чем интересуются. Как пригласить их на следующий мастер-класс, и что побудит их вернуться? Узнав о базовых принципах построения бизнеса, студентам будет интереснее пойти дальше и узнать подробнее об интересующей их теме. Поэтому следующий шаг (вовлечение) – это создание подробных курсов по более узкой теме. Приглашать на курсы можно тех, кто ходит на первый вид мероприятий (мастер-классы и лекции). При обучении предпринимательству важен практический опыт, и в каждом курсе необходимо предусмотреть много практической работы по командной работе, генерации идей, проработке бизнес-моделей, созданию первого прототипа, расчёту финансовых показателей. Третий этап – это развитие студенческих команд. Если в ходе мастер-классов, а затем курсов были сформированы команды, которые разработали бизнес-идеи, то и ни в коем случае нельзя бросать их на произвол судьбы. Как правило, студенты не понимают, что им делать дальше, даже когда у них есть идея и понимание бизнес-модели. Они любят свою идею, готовы ее защищать и отстаивать, но в то же время они могут в любой момент ее бросить. Так как не воспринимают идею как осуществимую и реальную, им легче дальше продолжить учиться и представлять, как в дальнейшем они откроют свой бизнес. Помимо этого, они просто боятся остаться одни. Многие путаются с последовательностью действий, перестают видеть цель, пропадают на лекции и сессию на долгое время и потом, по возвращению, не знают, за что следует браться. Поэтому им всегда нужен некий куратор, который сможет их мотивировать, ставить им сроки, помогать определять ключевые цели, проверять выполнение задач и подсказывать, к кому в каком случает обращаться. Подобная схема работы может быть использована для работы со всеми студентами, как с технологами, так и гуманитариями. Это большой путь по вовлечению в предпринимательство.

Как же быть с вовлечением в технологическое предпринимательство? Помимо проведения мастер-классов и курсов на специальные темы, очень хорошо проводить деловые игры для студентов. Существует большое количество вариаций деловых игр, в данной статье расскажем об одной из них.  Деловая игра, которая направлена на вовлечение именно технологическое предпринимательство — это игра «Железный предприниматель», которая проводится Бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ.

железный предприниматель ниу вшэ

Во время игры участники придумывают бизнес-идеи на основе предложенной технологии и прорабатывают бизнес-модель, на все это у них есть всего лишь один час. Из-за таких сжатых сроков все силы мобилизуются, и начинается процесс генерации и проработки идей. После чего каждая команда презентует свою идею перед жюри в формате трехминутной презентации. Времени очень мало, но именно сжатые сроки способствуют созданию очень интересных бизнес-решений. Более того, участники успевают разобраться в том, что такое бизнес-модель, продумывают форму подачи презентации, разбираются какие подходы применить к каждому члену команды в процессе работы, многим даже удается обозначить роли и сферы обязанностей в команде, при этом, знакомятся участники с командой непосредственно на игре.

Благодаря этой игре студенты понимают, что при работе с технологией, существует необходимость целого круга компетенций, именно ради этого перед игрой правилами определено формирование смешанных команд.

Многие команды, сформированные на игре, в последствие начинали собственные проекты. Проработав четыре часа вместе, ребята успевают хорошо узнать друг друга и найти партнеров и товарищей для дальнейшей деятельности. На игре всегда присутствуют члены жюри, как из предпринимательских и экспертных сообществ, так и представители крупных организаций. Поэтому игра становится неким полем для поиска работодателей, либо инвесторов.

Кейсом может быть описание технологии системы тактильной обратной связи, дополненной реальности, мобильных технологий, облачных технологий,  были задания на основе акустооптического дефлектора, NFC, элемента Пельтье. Каждое задание прописывается так, чтобы каждый смог понять суть технологии.

В итоге, благодаря игре формируются смешанные команды, в которых объединяются технологи и разработчики с менеджерами и маркетологами, что позволяет им объединять компетенции и работать над разными сферами задач. Они изучают интересные технологии, и в командах разбираются в основных принципах работы предложенной технологии. И по итогам работы учатся презентовать собственные идеи перед членами жюри. Подобный формат позволяет прожить жизнь предпринимателя всего лишь за 4 часа проведения данной игры, и понять, близка ли подобная деятельность или нет.

бизнес инкубатор ниу вшэ

Почему именно деловая игра, а не привычные лекции и занятия? Дело в том, что на лекцию о технологии придут только те, кто разбираются в предложенной теме. Традиционно считается, что такие лекции для тех, кто разбирается в вопросе, и изучать технологии могут только технологи. Однако это не совсем так по отношению к технологическому предпринимательству. В процессе разработки технологического продукта важна слаженность работы всей команды, а ученым и разработчикам будет сложно справиться без менеджеров и маркетологов. Деловые игры позволяют вовлечь в технологическое предпринимательство менеджеров и сформировать смешанные команды.

Безусловно, при планировании стратегии вовлечения студентов в технологическое предпринимательство, нужно продумать соотношение деловых игр, лекций, индивидуальной работы.  Процесс вовлечения может занять много времени от нескольких месяцев до нескольких лет, но в итоге он привет к формированию сообщества активных студентов вокруг деятельности ВУЗа.